АДЧР - асинхронные электродвигатели для частотно-регулируемого электропривода
Электродвигатели серии АДЧР – асинхронные двигатели для частотного регулирования относятся к классу специальных электродвигателей, применяемых в составе регулируемого электропривода посредством преобразователя частоты.
Регулируемый по скорости, а в некоторых технологических процессах, и по моменту электродвигатель должен обладать рядом функциональных особенностей, отвечающих требованиям технологического режима работы установки:
- широкий диапазон регулирования скорости вращения;
- точность поддержания скорости во всем рабочем диапазоне скоростей;
- обеспечение безопасной эксплуатации установки в целом и электродвигателя в частности.
Область применения и решаемые задачи
В технологических процессах при необходимости плавно бесступенчато регулировать скорость вращения (а в некоторых случаях и момент) привода, используется электродвигатель АДЧР в комплекте с преобразователем частоты.
Данный вид электродвигателей имеет ряд модификаций и подбирается в зависимости от:
- диапазона регулирования скорости (могут быть особенности при регулировании как «вниз» от номинальной скорости, так и «вверх» от номинальной скорости);
- требований к точности рабочих скоростей;
- механизма, приводимого в действие;
- условий эксплуатации (температурный режим, запыленность и т.д.);
требований безопасности.
Существует 4 основных опции, которые в различных комбинациях составляют несколько модификаций электродвигателей АДЧР для решения различных задач и регулирования скорости вращения различных механизмов.
Таблица 1. Описание основных и дополнительных опций
№ |
Название опции |
Описание опции |
Основные опции | ||
1 | Датчик температурной защиты (другие названия: термодатчик, термосопротивление). | Термодатчик встраивается в обмотку статора и осуществляется дополнительная пропитка изоляции обмоток. Позволяет измерять степень нагрева обмоток электродвигателя с целью контроля температуры и своевременного отключения (подачи сигнала в систему управления) электродвигателя при перегреве. |
2 | Узел независимой вентиляции. | Осуществляет обдув электродвигателя независимо от скорости вращения ротора электродвигателя, обеспечивая охлаждение в т.ч. на малых скоростях (в отличие от штатного обдува, интенсивность которого напрямую зависит от скорости вращения ротора электродвигателя). Узел независимой вентиляции может быть нескольких видов: - установлен под кожухом осевой вентилятор – символ «К» в кодировке; - в виде наездника. Установлен отдельный двигатель АИР на кожух с собственной крыльчаткой – символ «Н» в кодировке. |
3 | Датчик обратной связи по скорости (энкодер, резольвер и т.д.). Чаще всего, используется энкодер. | Непрерывно передает информацию о фактической скорости вращения (либо о фактическом положении вала электродвигателя) в преобразователь частоты (либо контроллер, либо систему управления), расширяет диапазон скоростей электропривода (от 0 до необходимой рабочей скорости) и обеспечивает поддержание точной скорости вращения. При функциональной возможности преобразователя частоты, датчик может быть применен в качестве датчика обратной связи по моменту. |
4 | Электромагнитный тормоз. | Обеспечивает удержание ротора электродвигателя при отключении питания (в случае остановки электродвигателя, под контролем преобразователя частоты); позволяет эксплуатировать электродвигатель в механизмах, требующих повышенной безопасности. |
Дополнительные опции | ||
5 | Усиленный или токоизолированный подшипник. | Усиленный подшипник – применяется в случае больших динамических нагрузок на электропривод (частые разгоны, торможения и т.д.). Токоизолированный подшипник применяется с целью исключения влияния «паразитных» токов, возникающих при частотном регулировании электродвигателя. Используется для разрыва контура протекания таких токов по корпусу электродвигателя. Устанавливается, как правило, с нерабочей стороны вала электродвигателя. Особенно критичным эффект «паразитных токов» является на электродвигателях начиная с ВОВ = 280 мм и выше. |
6 | Термодатчик подшипникового узла. | Устанавливается для температурного контроля подшипникового узла электродвигателя. Монтаж на подшипниковый щит. Возможна установка на подшипниковые щиты с обоих сторон станины. |
Опции электродвигателей для эксплуатации в специальных условиях (по климатическому исполнению, категории размещения, пыле- и влагозащите): установка роликовых или токоизолированных подшипников, установка термодатчиков на подшипниковый узел и т.д., обговариваются отдельно, с заполнением опросного листа. |
Таблица 2. Перечень модификаций и набор опций
Обозначение модификации | Основные опции | Дополнительные опции | ||||
Термодатчик обмотки статора | Узел независимой вентиляции | Датчик обратной связи по скорости (энкодер и др.) | Электромагнитный тормоз | Усиленный или токоизолированный подшипник |
Термодатчик подшипникового узла | |
0 (ТС) | + | по запросу | по запросу | |||
В | + | + | ||||
ДВ | + | + | + | |||
Т | + | + | ||||
ТВ | + | + | + | |||
ТДВ | + | + | + | + |
Таблица 3. Описание модификации АДЧР ... 0 (ТС)
Модификация | 0 (ТС) |
Обозначение в марке электродвигателя |
АДЧР 160S4 IMхххх ТС-0 ТС – термосопротивление (термодатчик) |
Опции | Термодатчик Термисторное реле – дополнительно, по запросу, поставляется в комплекте с двигателем. Термисторное реле монтируется в шкаф управления (не в двигатель, не в клеммную коробку двигателя). |
Описание | Электродвигатели базового исполнения с термодатчиком. Прочие опции (электромагнитный тормоз, энкодер, принудительная вентиляция) отсутствуют. По запросу клиента вместе с двигателем в комплекте может поставляться термисторное реле GRB для установки в шкаф управления. Назначение термисторного реле – преобразование сигнала с термодатчика, встроенного в обмотки электродвигателя в «сухой контакт» (перекидной (НО + НЗ) контакт реле) для использования его в системе управления электродвигателем. Сигнал применяется либо для отключения электродвигателя при перегреве, либо для сигнализации о состоянии перегрева. |
Особенности эксплуатации, ограничения |
По регулировке частоты вращения – допускается снижение частоты вращения не более чем вдвое от номинальной, т.к. вентилятор, установленный на валу двигателя, при снижении скорости вращения более чем вдвое не обеспечивает необходимого охлаждения. По применению: допустимо применение только в составе привода механизмов, у которых со снижением скорости вращения снижается и ток нагрузки (от которого зависит нагревание обмотки). |
Примеры применения | В составе регулируемого привода для насосов, вентиляторов, конвейеров и т.п. |
Таблица 4 . Описание модификации АДЧР ... В
Модификация |
В |
Обозначение в марке электродвигателя |
АДЧР 160S4 IMхххх В-К-380 В – вентиляция К – вариант конструктивной установки вентилятора (К – под кожухом установлен осевой вентилятор – для ВОВ 56-355) (Н – вентилятор типа «наездник» - по запросу, для ВОВ 160-355) 380 – напряжение питания узла независимой вентиляции (1~ 220В – для ВОВ 56 – 100) (3~ 380В – для ВОВ 112 – 355) |
Опции | Термодатчик Узел независимой вентиляции Термисторное реле – дополнительно, по запросу, поставляется в комплекте с двигателем. Термисторное реле монтируется в шкаф управления (не в двигатель, не в клеммную коробку двигателя). |
Описание | Электродвигатели с термодатчиком обмотки электродвигателя и узлом независимой вентиляции. |
Особенности эксплуатации, ограничения |
По регулировке частоты вращения – допускается снижение частоты вращения во всем диапазоне – от 0 до номинальной частоты. По применению: допустимо применение в приводах любых механизмов, не требующих точных регулировок скорости, момента и позиционирования. Механизмы, у которых со снижением скорости не меняется нагрузка. |
Примеры применения | В составе регулируемого привода для конвейеров, транспортеров, шнеков, технологических линий. |
Таблица 5 Описание модификации АДЧР ... ДВ
Модификация | ДВ |
Обозначение в марке электродвигателя |
АДЧР 160S4 IMхххх ДВ-Т-2500-К-380 Д – датчик обратной связи по скорости (энкодер) В – вентиляция T – тип выходного сигнала датчика: (T – TTL-логика, 5В; устанавливается по умолчанию) (H – HTL-логика, 10…30В;) (R – резольвер, 7В, 8…10кГц;) (S – sin/cos, 1В;) 2500 – количество импульсов (инкрементов) датчика на один оборот ротора электродвигателя. По умолчанию, равно 2500. По запросу может быть от 100 до 5000 об/мин., большее число оборотов – по запросу. К – вариант конструктивной установки вентилятора (К – под кожухом установлен осевой вентилятор – для ВОВ 56-355) (Н – вентилятор типа «наездник» - по запросу, для ВОВ 160-355) 380 – напряжение питания узла независимой вентиляции (1~ 220В – для ВОВ 56 – 100) (3~ 380В – для ВОВ 112 – 355) |
Опции | Термодатчик Узел независимой вентиляции Энкодер (датчик обратной связи по скорости) Термисторное реле – дополнительно, по запросу, поставляется в комплекте с двигателем. Термисторное реле монтируется в шкаф управления (не в двигатель, не в клеммную коробку двигателя). |
Описание | Электродвигатели с термодатчиком, датчиком обратной связи по скорости (энкодером) и узлом независимой вентиляции. |
Особенности эксплуатации, ограничения |
По регулировке частоты вращения – допускается снижение частоты вращения во всем диапазоне – от 0 до номинальной частоты. По применению: допустимо применение в приводах любых механизмов, требующих точных регулировок скорости, момента и позиционирования. Механизмы, у которых со снижением скорости не меняется нагрузка. |
Примеры применения | В составе регулируемого привода для станков, конвейеров, транспортеров, автоматических технологических линий, станков с ЧПУ и т.п. |
Таблица 6 Описание модификации АДЧР ... Т
Модификация | Т |
Обозначение в марке электродвигателя |
АДЧР 160S4 IMхххх Т-С-0-0-380 Т – тормоз С – тип тормоза С – статический Д – динамический 0 – контроль срабатывания тормоза 0 – отсутствие контроля срабатывания тормоза 1 – контроль присутствует 0 – ручное растормаживание 0 – без ручного растормаживания Р – с ручным растормаживанием 380 – напряжение питания тормоза (ток переменный на входе выпрямителя) (1~ 220В – для ВОВ 56 – 100, напряжение питания тормоза 96В) (3~ 380В – для ВОВ 80 – 225, напряжение питания тормоза 174В) Непосредственно питание тормоза осуществляется постоянным током 96В и 174В для 220В и 380В соответственно. Двигатель комплектуется выпрямителем по умолчанию, выпрямитель размещен в клеммной коробке. |
Опции | Термодатчик Электромагнитный тормоз Термисторное реле – дополнительно, по запросу, поставляется в комплекте с двигателем. Термисторное реле монтируется в шкаф управления (не в двигатель, не в клеммную коробку двигателя). |
Описание | Электродвигатели с термодатчиком и электромагнитным тормозом. |
Особенности эксплуатации, ограничения |
По регулировке частоты вращения – допускается, незначительное от номинальной, снижение частоты вращения (не более чем на 10%) По применению: применяется для привода механизмов подъема и перемещения, не требующих точной регулировки скорости, момента и позиционирования и высоких динамических характеристик. |
Примеры применения | В составе регулируемого привода для механизмов ПТО и перемещения. |
Таблица 7 Описание модификации АДЧР ... ТВ
Модификация | ТВ |
Обозначение в марке электродвигателя |
АДЧР 160S4 IMхххх ТВ-С-0-0-380-К-380 Т – тормоз В – вентиляция С – тип тормоза С – статический Д – динамический 0 – контроль срабатывания тормоза 0 – отсутствие контроля срабатывания тормоза 1 – контроль присутствует 0 – ручное растормаживание 0 – без ручного растормаживания Р – с ручным растормаживанием 380 – напряжение питания тормоза (ток переменный на входе выпрямителя) (1~ 220В – для ВОВ 56 – 100, напряжение питания тормоза 96В) (3~ 380В – для ВОВ 80 – 225, напряжение питания тормоза 174В) Непосредственно питание тормоза осуществляется постоянным током 96В и 174В для 220В и 380В соответственно. Двигатель комплектуется выпрямителем по умолчанию, выпрямитель размещен в клеммной коробке. К – вариант конструктивной установки вентилятора (К – под кожухом установлен осевой вентилятор – для ВОВ 56-355) (Н – вентилятор типа «наездник» - по запросу, для ВОВ 160-355) 380 – напряжение питания узла независимой вентиляции (1~ 220В – для ВОВ 56 – 100) (3~ 380В – для ВОВ 112 – 355) |
Опции | Термодатчик Узел независимой вентиляции Электромагнитный тормоз Термисторное реле – дополнительно, по запросу, поставляется в комплекте с двигателем. Термисторное реле монтируется в шкаф управления (не в двигатель, не в клеммную коробку двигателя). |
Описание | Электродвигатели с термодатчиком, узлом независимой вентиляции и электромагнитным тормозом. |
Особенности эксплуатации, ограничения |
По регулировке частоты вращения – допускается снижение частоты вращения во всем диапазоне – от 0 до номинальной частоты. По применению: применяется для привода механизмов подъема и перемещения, не требующих точной регулировки скорости, момента и позиционирования и высоких динамических характеристик. |
Примеры применения | В составе регулируемого привода для механизмов ПТО и перемещения. |
Таблица 8 Описание модификации АДЧР ... ТДВ
Модификация | ТДВ |
Обозначение в марке электродвигателя |
АДЧР 160S4 IMхххх ТДВ-С-0-0-380-Т-2500-К-380 Т – тормоз Д – датчик обратной связи по скорости (энкодер) В – вентиляция С – тип тормоза С – статический Д – динамический 0 – контроль срабатывания тормоза 0 – отсутствие контроля срабатывания тормоза 1 – контроль присутствует 0 – ручное растормаживание 0 – без ручного растормаживания Р – с ручным растормаживанием 380 – напряжение питания тормоза (ток переменный на входе выпрямителя) (1~ 220В – для ВОВ 56 – 100, напряжение питания тормоза 96В) (3~ 380В – для ВОВ 80 – 225, напряжение питания тормоза 174В) Непосредственно питание тормоза осуществляется постоянным током 96В и 174В для 220В и 380В соответственно. Двигатель комплектуется выпрямителем по умолчанию, выпрямитель размещен в клеммной коробке. T – тип выходного сигнала датчика: (T – TTL-логика, 5В; устанавливается по умолчанию) (H – HTL-логика, 10…30В;) (R – резольвер, 7В, 8…10кГц;) (S – sin/cos, 1В;) 2500 – количество импульсов (инкрементов) датчика на один оборот ротора электродвигателя. По умолчанию равно 2500. По запросу может быть от 100 до 5000 об/мин. бОльшее число оборотов – по запросу. К – вариант конструктивной установки вентилятора (К – под кожухом установлен осевой вентилятор – для ВОВ 56-355) (Н – вентилятор типа «наездник» - по запросу, для ВОВ 160-355) 380 – напряжение питания узла независимой вентиляции (1~ 220В – для ВОВ 56 – 100) (3~ 380В – для ВОВ 112 – 355) |
Опции | Термодатчик Узел независимой вентиляции Энкодер (датчик обратной связи по скорости) Электромагнитный тормоз Термисторное реле – дополнительно, по запросу, поставляется в комплекте с двигателем. Термисторное реле монтируется в шкаф управления (не в двигатель, не в клеммную коробку двигателя). |
Описание | Двигатели с термодатчиком, датчиком обратной связи по скорости (энкодером), узлом независимой вентиляции и электромагнитным тормозом. |
Особенности эксплуатации, ограничения |
По регулировке частоты вращения – допускается снижение частоты вращения во всем диапазоне – от 0 до номинальной частоты. По применению: применяется для привода любых механизмов в т.ч. подъема и перемещения, требующих точной регулировки скорости, момента и позиционирования и высоких динамических характеристик. |
Примеры применения | В составе регулируемого привода для любых механизмов, наиболее частое использование – конвейерные механизмы, транспортеры, механизмы ПТО и перемещения. |